Интервью Михаила Лазарева
"Все рождалось само собой"
Нона Мамедова – одна из тех детей, кто занимался Сонаталом еще до рождения. Через много лет она от мамы узнала про Михаила Львовича и приехала к нему на лекцию чтобы взять интервью. Интервью записано в конце 2019 года
Михаил Львович встретил меня в стенах МПГУ, в котором он является профессором института физической культуры, спорта и здоровья. Я даже успела застать часть лекции. Михаил Львович с радостью ответил на мои вопросы. А теперь я делюсь интервью с ним.
Певица, блоггер, музыкант с утробы
— Почему именно музыка?
— Ну, как любят говорить разные авторы: «Потому». (смеется). Дело в том, что мама у меня была очень хорошим музыкантом, пианисткой. Я вырос в музыке, среди её учеников из училища, в котором она преподавала. В общем, в музыке я был всегда. Это не было для меня вопросом новым, наоборот, мне было очень трудно решиться заниматься медициной, долго колебался. Но музыка всегда пронизывала мою работу, даже когда я поступил в медицинский. Внутри моей головы эти две вещи были неразлучны.

Почему это оказалось в методике? Ну, потому что я анализировал и пришёл к выводу, что музыка как гармонизующая среда позволяет организму развиваться комплексно. Это уникальный способ развития человека через дыхательные практики, вокальную музыку, движение и эмоции. Вот потому. (смеется)
— Музыка - счастье?
— Да, безусловно. Музыка - это совсем другой мир. Через музыку можно передать все, что угодно. Музыка умеет все. Она может сделать человека совсем другим. Однако, музыка должна нас связывать с окружающим миром, а не наоборот. Конечно, счастье.
Музыка как гармонизующая среда позволяет организму развиваться комплексно
— Михаил Лазарев
— Как Вы считаете, возможно ли такое, что «Сонатал» меняет судьбу ребёнка?
— Я был бы очень аккуратен с этим утверждением. Я врач, учёный, педагог. Если я пойду по линии судьбоносных решений, то это превратится в эзотерику. Это недоказуемо, это наказуемо. (смеется)

Нельзя обещать людям изменить их судьбу. У меня есть ряд доказанных полезных действий, которые можно проверить, например, состояние здоровья, музыкальность, память. Поэтому это опасное утверждение. Да, конечно, наверно влияет. Но как и насколько, и в какую сторону?

Если Вы расскажете кому-то свою историю, то да, конечно, влияет. Но тиражировать такое нельзя.
— Поддерживаете ли Вы связь с детками, выращенными по программе «Сонатал»?
— Стараюсь. Если бы я умел и вёл себя хорошо, я бы должен был поддерживать связь со всеми. Но стиль моей головы таков, что я закрываюсь, пишу. Я бы очень хотел, чтобы кто-то другой взял и охватил их всех. Их уже тысяч под сто. Сейчас мой сын мне очень помогает.
Галерея "Дети Сонатала"
Истории от мам и детей прошедших обучение по методике Сонатал. Поделитесь своей историей и она будет размещена в галерее "Дети Сонатала".
— Какую музыку Вы сами слушаете?
— Сейчас я неинтересно отвечу. (смеётся) Я люблю разную музыку. Скрябина, например. Но нет времени на музыку. Мой день как-то так складывается, что я постоянно над чем-то думаю. Музыка меня сбивает. Я перехожу на другую волну, когда что-то слушаю, а нужно оставаться на своей волне. Музыка внешняя конкурирует с тем, что я внутри себя несу.
— Что бы Вы могли посоветовать музыкантам, жаждущим успеха?
— Уйти в себя, выключить всю музыку вокруг и услышать ее в себе. Сейчас много агрессивной, мощной музыки вокруг, она уводит нас от внутренней. Внешняя музыка не должна интересовать музыканта. Мгновенные успехи появляются тогда, когда нутро музыканта совпадает с тем, чего ждут люди. Чтобы сочинять музыку, надо уходить в себя и чувствовать это. Когда я пишу детскую музыку, мне вообще неинтересно окружающее мнение, вообще никак. Я ощущаю своё дыхание, представляю себя ребенком, многие песни пишу в движении.

Сейчас у меня начался этап гимновой музыки. Мне показалось, что это утраченное во мне самом ощущение. Много гимнов написал, просто подряд. Гимн Бессмертного полка, например. Хор Турецкого исполнял на концерте на Белорусском вокзале.
Внешняя музыка не должна интересовать музыканта. Чтобы сочинять музыку, надо уходить в себя и чувствовать это.
— Михаил Лазарев
— В какой момент создания или реализации «Сонатала» Вы поняли, что Вас ждёт успех?
— Я никогда об этом не думал. Я начал с бронхиальной астмы, в первой в стране Школе Здоровья для детей с астмой. Это была совсем не музыка, а семи-функциональная система развития детей. Оказалось, что им неинтересно дышать. Я выдумал звуковую гимнастику на инструменте. Потом оказалось неинтересно играть, и мы ввели пение. Потом оказалось, что неинтересно петь, был придуман музыкальный театр. В каком-то смысле я ничего этого не придумывал, это все само рождалось.

После начали поиск суперранней профилактики астмы у беременных женщин, у которых уже есть один ребенок с астмой. Начали что-то делать. Так и родилась система. Это все шло поэтапно, ничего такого я не планировал. Я, кстати, не считаю, что она успешна. Потому что она должна была разлететься повсеместно. Первое время о ней писали в газетах и говорили. Огромное количество диссертаций написано. А потом это все улеглось.
Михаил Львович, Ваша программа пришла как привет от Бога, как защита самого драгоценного, что может быть у матери - ее ещё не родившегося малыша. Вы как мостик между мамой и малышом. Ваша программа как инструмент, а в искусных руках мамы это искусство – ОБЩЕНИЕ С МАЛЫШОМ. Настолько просто и гениально.

Благодарю Вас от чистого сердца!
Лейла
Мама Ноны Мамедовой
— Вопрос от мамы: Что вам придало уверенности и смелости на стадии зарождения идеи и до момента ее запуска в реальную жизнь?
— Спасибо маме за замечательные слова. Ну, мы должны признаваться честно, что у нас есть учителя. Был такой человек, который меня выдумал. Нарциссов Рюрик Платонович. Он родил мое духовное содержание, как родители рождают нас. Я был тогда студентом и ничего не знал. И угодил к нему в Институт педиатрии. Он понял, чем я занимаюсь, и сказал: «Давай напиши музыку лактации», «Давай напиши вот это», «Напиши это». Я поверил в себя, потому что такой маститый учёный в меня поверил. Он ввёл меня в круг ученых, в Академии наук, где сказали: «Что?! Музыка для беременных, когда есть Чайковский и Моцарт? Что Вы к нам этого Лазарева привели?».

Когда мы вышли, он мне сказал: «Когда Вы ходите в зоопарк и перед Вами животные в клетке, Вы разве на них сердитесь? Представьте, что перед Вами были животные в клетке. Они ничего не поняли. Их это задело. Они думали, что они все знают, а тут какой-то Лазарев».

Вот так этот человек меня поддержал. Я уверен на 99%, не попался бы он мне, я бы сейчас занимался, например, хирургией. Это он. Я мог бы не поверить в это. Это его заслуга.
Хочу выразить огромную благодарность Михаилу Львовичу за то, что уделил время и поделился своей историей! И, конечно, за вклад в мое развитие!
Певица, блоггер, музыкант с утробы
Нона Мамедова в Instagram: @unonamusic
Made on
Tilda